Самострой в законе, или Как мы устанавливали и регистрировали ксенон на Гранте
Мы сделали практически невозможное — переоборудовали редакционный автомобиль и оформили переделку, как того требует закон. Это несколько месяцев труда, измотанные нервы — и деньги. Итак, наше путешествие по семи кругам ада.
- 1 Мы сделали практически невозможное — переоборудовали редакционный автомобиль и оформили переделку, как того требует закон. Это несколько месяцев труда, измотанные нервы — и деньги. Итак, наше путешествие по семи кругам ада.
- 2 В теории
- 3 Первое практическое занятие
- 4 Вмешались в конструкцию
- 5 Второй заход
- 6 Модернизировать систему
Летом Госавтоинспекция обрушилась с облавами на незаконно переоборудованные автомобили. Вылавливали всё подряд — вседорожники с кенгурятниками, легковушки с «колхозным» ксеноном и антикрыльями, ГАЗели с газовыми баллонами и изотермическими будками. Выписывали протоколы на 500–1000 рублей и обязывали владельцев либо в течение десяти дней привести машину в «заводское» состояние, либо зарегистрировать переделки официальным путем — в противном случае снимали ее с регистрации.
Раньше выявлять нелегально переоборудованный транспорт могли только инспекторы на пунктах технического контроля. Но приказ № 1240 МВД наделил такими правами и рядовых сотрудников ГИБДД, причем им разрешили устраивать облавы прямо на дорогах. Инспекторы признавались, что это временная шумиха, которую подняли из-за нескольких скандалов со стритрейсерами-беспредельщиками. Однако завинчивание гаек коснулось не столько дорожных хулиганов, сколько безобидных автовладельцев — тех же оффроудеров и джиперов. Они не летают по дорогам, останавливаются на красный, помогают вытаскивать машины из кюветов, даже участвуют в поисковых операциях МЧС. Но формально закон всё же нарушают, не оформляя переделки в надлежащем порядке.
Шмон закончился, но проблемы остались. Автомобилисты не оформляют переделки, потому что процедура регистрации — это семь кругов ада. Мы рискнули пройти их сами, предварительно внедрив самопальный ксенон в фары редакционной Гранты.
Чтобы обеспечить правильное светораспределение, решили помимо биксеноновых ламп и блоков розжига «балласта» имплантировать в штатные фары линзы. По закону требуются омыватели высокого давления. Раньше, в соответствии с ГОСТ Р 51709–2001, было обязательным наличие автоматического корректора фар, чтобы не слепить «встречку», - теперь его устанавливают по желанию. Мы хотим всё сделать по-людски и поэтому автокорректор в Гранте признаём необходимым.
В теории
Порядок оформления такой. Сначала направляетесь в специализированную экспертную организацию (список есть на официальном сайте Евразийской экономической комиссии, на странице департамента технического регулирования) и получаете заключение о том, разрешена ли такая переделка в принципе. Затем обращаетесь в отделение ГИБДД, где работает технадзор (такие есть в каждом крупном городе), пишете соответствующее заявление и прилагаете предварительное заключение экспертов. Инспекторы осматривают машину и ставят свою резолюцию — дозволяют или нет.
При положительном заключении дальнейший путь лежит в лицензированный сервисный центр, где произведут задуманную переделку. Можно пошаманить с железом и самому, но в этом случае необходимо заполнить заявление-декларацию о проведенных работах, в которой нужно подробно описать объем и характер переделки. Образец заявления, равно как и прочих документов, необходимых для оформления переделок, выложен на сайтах экспертных организаций и ГИБДД. Кроме того, нужно копировать, заверять у нотариуса и подшивать все сертификаты на купленные детали.
Ну как, еще не отпала охота? Тогда берете всю кипу бумаг и пригоняете «лайбу» в аккредитованную испытательную лабораторию — и снова проходите экспертизу. Затем получаете новую диагностическую карту техосмотра. Теперь дело за малым: еще раз сгонять в ГИБДД за окончательным приговором и отметкой в документах.
Всё ясно? Действуем!
Первое практическое занятие
В столичной экспертной организации НАМИ ПТИА-Фонд нас встретили чуть ли не с распростертыми объятиями. Специалисты осмотрели машину, проверили документы и выписали квитанцию на 4000 рублей за предварительную экспертизу. После оплаты в соседнем Сбербанке мгновенно подписали протокол и поставили печать. Всё быстро, четко, хотя посетителей много. По словам руководителя организации Кирилла Кириллова, после полицейских рейдов число желающих узаконить переделки резко выросло.
Спешим в ГИБДД. Видимо, правила внесения изменений в конструкцию транспортных средств написаны кровью посетителей технадзора. Если в прочих подразделениях Госавтоинспекции очередь электронная, то тут — живая.
Редко кому удается сдать документы с первого раза. Нам тоже пришлось переделывать заявление, хотя все рекомендации по заполнению тщательно копировали с сайта ГИБДД. Инспекторам не понравилось и заключение, выданное экспертной организацией. Они потребовали внести фразу о том, что переоборудование будет проведено в соответствии с техрегламентом. Хотя как может быть иначе?
Пришлось вновь ехать в НАМИ ПТИА-Фонд, затем обратно в ГИБДД — а эти организации находятся в разных концах пробочной Москвы. И снова стоять в очереди… Но наконец-то заветное одобрение получено — приступаем к переоборудованию!
Вмешались в конструкцию
Плевое дело — купить комплектующие для установки ксенона. Были бы деньги. Но приобретение каждого элемента давалось с боем. Например, найти автоматические корректоры в розничной продаже практически невозможно. Только под заказ — из Китая или из Свердловской области. Заказываешь по интернету и ждешь посылку. В результате с трудом нашли прибор марки Hella, однако он оказался без ультразвукового датчика. Две недели продавцы искали недостающий элемент — тщетно. Спасибо российскому представительству Хеллы: нашли автокорректор у них на складе.
Из-за отсутствия сертификатов дважды сдавали продавцам купленные комплекты линз: оба раза нам обещали подвезти сертификаты, но до дела так и не дошло. Посему совет: сначала берете в руки сертификат, а уж потом оплачиваете покупку. В результате приобрели линзы, лампы и блоки розжига одной марки, обратившись к дистрибьютору с настойчивой просьбой обеспечить нас нормальным пакетом документов.
А сколько времени, сил и нервов ушло на имплантацию ксенона в Гранту! На фотографиях всё выглядит легко и просто, но работа растянулась на несколько дней. Одни только водоналивные манекены мы пересаживали с места на место не один десяток раз, чтобы правильно настроить работу автокорректора.
Второй заход
Мы снова в НАМИ — уже на переоборудованной Гранте. У нас забрали сертификаты на комплектующие, сверили их с установленным оборудованием и проверили светораспределение — всё в норме. Ура! Теперь нужно получить новую диагностическую карту, и можно снова ехать в ГИБДД.
Но тут начались новые хождения по мукам. Так как автомобиль зарегистрирован на организацию, платеж 800 рублей за работу технадзора должен быть осуществлен банковским переводом от организации, а не сотрудником, пусть даже с доверенностью от генерального директора. Документы подготовили — оплатили. А уже на стадии внесения особых отметок в свидетельство о регистрации и паспорт транспортного средства потребовалось перечислить еще 850 рублей — документы выправляет не сам технадзор, а подразделение, осуществляющее регистрацию. И никто об этом не предупредил. В результате мы потеряли еще несколько дней. Ведь, чтобы попасть на прием, всякий раз приходится предварительно записываться через сайт госуслуг либо брать талон в автомате, а для этого в подразделение нужно приезжать с самого утра — иначе шанса не будет.
Наконец-то! Изменения одобрены, документы приняты. Еще неделя ушла на ожидание подписи полковника Коваленко, главы столичной инспекции безопасности дорожного движения. Видимо, вопрос о переоборудовании нашей Гранты действительно серьезный, раз им занимается лично столь высокий начальник.
Модернизировать систему
Почти месяц у нас ушел на переоформление переделки. Неделю отняли блуждания по кабинетам, остальное время — ожидания очередного визита к чиновникам и непосредственно работы по переоборудованию. Финансовые затраты исчисляются пятизначными числами — более 10 000 рублей мы отдали за экспертизы в НАМИ ПТИА-Фонде и за услуги ГИБДД да сожгли пару баков бензина. Всё это время Лада Гранта простаивала во дворе, пользоваться ею было нельзя. И что в результате?
С октября мы ездим на Гранте с ксеноном. За это время нас не остановил ни один инспектор. Судя по всему, рейды закончились и сотрудники ГИБДД переключились на борьбу с другими напастями. Отметка в документах о легальности переделки нашего редакционного автомобиля — как память о тех проверках.
Контроль за переоборудованием, безусловно, нужен. Но для того чтобы автовладельцы начали оформлять переделки, необходимо упростить процедуру. Первым делом — исключить из этой цепочки ГИБДД на этапе проверки конструкции на соответствие техтребованиям. Пусть этим занимаются профессионалы — аккредитованные экспертные организации, у которых есть необходимые знания, опыт и инструментарий, а в ГИБДД на основании выданных экспертами заключений будут лишь вносить изменения в документы.
Не исключено, что так в скором времени и произойдет. Однако соответствующая поправка в закон пока не принята, и на претворение благой идеи в жизнь уйдет как минимум год.
А пока невозможно узаконить переделку быстро и без нервотрепки. Система построена так, что это испытание пройдет не каждый: на очередном этапе оформления честный автомобилист измотается окончательно, психанет и уйдет в тень. Нам тоже досталось: главный редактор всё это время метал громы и молнии — дескать, очередная неделя прошла, а где ваш материал о ксеноне? Как «где»? В очередях топчемся!
И вообще, кто потенциально опаснее — соблюдающий Правила вседорожник c лебедкой и шноркелем или старое гнилье на лысой резине, летящее с превышением скорости по левому ряду? Судя по «геноциду» на дорогах, здравый ответ на этот вопрос не считается правильным.
Благодарим за помощь в подготовке материала компании Hella и НАМИ ПТИА-Фонд.