Самые интересные советские автомобили, которые не попали в серию. Часть 1
В автомобилестроительной отрасли, впрочем как и во всех остальных, партия контролировала абсолютно все процессы. Ни один товар не мог попасть на рынок без согласования с ЦК или его ячейками. Из-за этого некоторые идеи так и не были реализованы и остались только в виде концептов. Переломными для советского автомобилестроения стали 80-е годы, когда было реализовано больше всего самых интересных концептов. Попав на рынок, некоторые из них вполне могли претендовать на самые высокие звания в мире, но одни из-за слишком жесткой политики партии, другие — из-за нехватки денежных средств — так и остались неизвестными моделями, увидеть которые можно разве что в музеях. Именно о таких машинах мы вам сегодня расскажем.
ЛуАз «Прото»
В конце 80-х годов прошлого столетия в Ленинградской лаборатории макетирования перспективных автомобилей НАМИ создавалась новая модель, которая получила название ЛуАз «Прото». Она вполне могла стать серийной и конструкторы возлагали на нее очень большие надежды, но работы над ней вскоре после начала завершили, а саму лабораторию расформировали. При создании этой модели инженеры должны были выполнить несколько задач: снизить расход топлива, по уровню комфорта максимально приблизить внедорожник к легковому авто и трансформировать кузов. Что ж, все это было успешно выполнено. ЛуАз «Прото» оснащался двигателем МеМЗ-245 объемом 1091 куб.см и мог максимум разгоняться до 130 км/ч. Хорошая начинка, повышенная проходимость и оригинальный внешний вид обеспечили бы автомобилю хорошую популярность, но до серийного выпуска так и не дошло.
НАМИ-0288 «Компакт»
Еще один автомобиль НАМИ был создан примерно в то же время, но он сумел заявить о себе на весь мир. Примерно в 1990 году его привезли в Токио на автомобильное шоу, где он был удостоен премии и занял почетное 5-е место в списке самых интересных концептуальных автомобилей. В нем было реализовано несколько очень интересных и современных решений, который на то время не использовались ни в одном автомобиле, созданном в СССР. Например, впервые в «Компакте» появился бортовой компьютер, который мог управлять работой подвески. Автомобиль мог работать как на бензине, так и на водороде, а расход топлива на 100 км составлял всего 5,4 литра. Такое бы авто при последующей модернизации могло бы и сегодня затмить некоторые отечественные и даже заграничные модели, правда дальше создания концепта в Советском Союзе дело не пошло, и «Компакт» был выпущен всего в единственном экземпляре.
НАМИ «Охта»
Удивительный автомобиль разработали в ленинградском подразделении НАМИ в 1987 году. Автомобиль рассчитан на 7 пассажиров, но если пассажиров в салоне меньше, то средний ряд сидений можно трансформировать в столик, обеспечив более комфортные условия. При этом передние сиденья можно было развернуть на 180 градусов, чтобы все пассажиры сидели лицом друг к другу. А для перевозки крупногабаритного груза можно было вообще снять второй и третий ряд сидений, превратив таким образом «Охта» в настоящий фургон. Автомобиль имел очень футуристический вид благодаря обтекаемому кузову и большой площади остекленения. Может быть из-за этого, а может и по другим причинам был выпущен только один экземпляр авто.
ЗИЛ-4102
До сегодняшних дней сохранился только один лимузин ЗИЛ-4102, а всего их создавалось два. В 80-х годах ЗИЛ-41041 считался уже устаревшим автомобилем, поэтому тогдашний президент СССР поручил разработать новый лимузин ЗИЛ-4102. Специально для этих целей даже купили новый Rolls-Royce Silver Spirit, чтобы черпать идеи и вдохновляться этим примером. Также конструкторы и инженеры ориентировались на большие седаны Volvo 760, ставшие в то время очень популярными. В итоге, внешне ЗИЛ-4102 стал более демократичным, а салон — более богатым. Для отделки салона использовалась белая кожа, пол был устлан леопардовыми коврами и кругом присутствовала отделка из натурального дерева. Под капотом установили 315-сильную «восьмерку» объемом 7,68 литра. Правда назвать такое авто экономичным совершенно нельзя, так как на каждые 100 км он расходовал до 21 литра топлива. Салон лимузина получил очень современную как на то время комплектацию. В нем были установлены электрические стеклоподъемники, радио, аудиосистема на 10 динамиков, современный дисковый проигрыватель и даже синтезатор речи с бортовым компьютером. Но такая модель не нашла одобрения у самого Горбачева, поэтому дальше работа над ЗИЛ-4102 не продолжалась.
«Москвич-2139 «Арбат»
К 80-х годам «Москвич-2140» уже относился к устаревшим авто, поэтому руководство завода решило его заменить более новыми и интересными моделями. Для этого начались разработки и создание нескольких автомобилей, которые мели кардинально обновленный внешний вид и даже близко не были похожи на тот «Москвич», который мы все с вами помним. «Арбат» как раз являлся одной из таких экспериментальных моделей. В нем инженеры и конструкторы постарались воплотить все самые современные новинки, которые бы не устарели даже 10 лет спустя. Автомобиль выполнен в кузове минивэн и рассчитан на 7 человек, включая водителя. Если бы его все же запустили в серию, то он бы стал самым первым советским минивеном в такой пассажировместимостью. Единственный полностью готовый автомобиль был выпущен в 1991 году, но на этом дело и закончилось, хотя модель получилась очень интересной. Москвич «Арбат» имел трансформируемый салон с поворачивающимися передними сиденьями и возможностью регулировать длину подушек. Даже руль у этого авто был многофункциональный. В начале 90-х об этом автомобиле очень хорошо отзывались и даже уже планировали начать серийное производство на заводе в Калужской области. Об «Арбате» активно публиковала заметки советская пресс, но, увы, в серию Москвич-2139 так и не был запущен.
Как видим, советскому автопрому есть, чем похвастаться. Но это еще не конец. О еще других интересных советских автомобилях мы расскажем в следующей статье.