Плата за «Платон»: легковые — следующие?
Прошло больше года с введения системы «Платон» («Плата за тонну»). Подводим промежуточный итог.
В сочинении «Государство» (или «Политея») античный философ Платон излагает своеобразное понимание экономики. Он являлся противником применения денег для обогащения, хотя признавал их как явление. Считал, что богатство можно накапливать в натуральной, но не денежной форме. Разбивать виноградники, строить дома, дороги… Другой платоновский постулат заключается в том, что смыслом существования государства является счастье граждан. Прочие идеи античного философа сейчас вспоминать не будем: он превозносил рабовладельческий строй, несмотря на то что сам был продан в рабство. И хватит пока об этом чудаке. Перейдем к другому.
Все-таки повысили!
В конце декабря стало известно, что Министерство транспорта России все-таки отменяет льготный тариф в системе «Платон» и увеличивает стоимость проезда для грузовиков массой свыше 12 тонн до 2,6 рубля за километр пути. И это не последнее подорожание. С 1 июня 2017 года тариф составит 3,06 рубля за километр, то есть вдвое больше льготного, принятого под давлением общественности и действовавшего до 1 февраля. При этом Минтранс уже предполагает следующее повышение тарифа — в июле 2018 года. Коэффициент пока не определен, он будет зависеть от инфляции. Скорее всего, тариф все-таки достигнет той величины, которую планировали изначально: 3,73 рубля за километр.
Повышение тарифов оправдывают тем, что две трети средств, собранных «Платоном» (на середину декабря 2016 года это 18,15 млрд рублей, вдвое меньше запланированного изначально), забирает его оператор — ООО «РТ-Инвест Транспортные системы» (РТИТС), контрольный пакет акций которого принадлежит Игорю Ротенбергу.
В распоряжении Росавтодора в прошлом году оказалось 10,85 млрд рублей от «Платона». Их, по словам Романа Старовойта, руководителя Федерального дорожного агентства, направили на ремонт более 1000 километров дорог в 40 регионах страны. Помимо этого в 19 субъектах начался ремонт 24 аварийных мостов, строительство семи новых путепроводов. На это требуется еще 12,1 млрд рублей, которые только предстоит получить от «Платона».
На 2017–2018 годы запланировано шесть крупных региональных проектов, касающихся дорожной сети. Одна лишь объездная вокруг Ижевска, по расчетам чиновников, обойдется в годовую выручку «Платона» — даже если «РТ-Инвест» не получит ни копейки, что немыслимо. А Хабаровску нужно 30 млрд рублей на строительство объездной. Новых мостов и дорог ждут Пермь и Новосибирск. И не только они.
Палка о двух концах
Ремонт существующих дорог и строительство новых — это благо. В Мурманске построена новая подъездная трасса. Соседней Карелии на дороги выделили 700 млн рублей, из них 450 млн потратили в Петрозаводске, отремонтировав почти треть улиц. В районе Торжка теперь можно ехать в два ряда, не опасаясь потерять колёса. Но ликовать рано.
Рост тарифов уже отражается на стоимости перевозимых товаров, хотя пока не очень заметно. Велика вероятность, что «Платон» в скором времени коснется не только двенадцатитонников, но и автомобилей меньшей грузоподъемности (3,5 тонны). А это скажется на малом бизнесе, который у нас и так пребывает в полуобморочном состоянии.
И нет гарантии, что через какое-то время за «Платон» не придется платить владельцам легковушек. Внедрение системы ЭРА-ГЛОНАСС — первый шаг на пути к такому решению. Добавьте к этому потрясающую идею о введении платного въезда в города, которую сейчас всерьез обсуждают в Думе, и то, что у железнодорожников и авиакомпаний появится новый соблазн повысить цены на билеты. А пока ужесточают штрафные санкции для неплательщиков-дальнобойщиков.
12 лет платонства
Жить нам в таких условиях как минимум до 29 сентября 2027 года, когда закончится срок концессионного соглашения с ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы» и система «Платон» будет передана в собственность РФ.
Снова вспомним историю. Древнего философа Платона выкупили из рабства друзья-ученики. По концессионному договору размер «базового награждения» РТИТС составляет 10,6 млрд рублей в год, без НДС. Первый гонорар уже, можно сказать, выплатили. Осталось еще двенадцать выплат и стоимость самόй системы (кстати, недостроенной). Итого «Платон» теоретически можно было бы выкупить у его создателей где-то за 180 миллиардов. Но для этого каждый житель нашей страны должен отдать 1230 рублей. Нереально.
Так что будем ездить и платить: собственно за строительство дорог и еще столько же — за то, чтобы была техническая возможность снять с нас эти деньги.