Утилизационный сбор
Утилизационный сбор в России: что это и кто платит?
В документе приводится точная формулировка сбора:
- Утилизационный сбор (УС, утильсбор) — это единоразовая выплата, которая производится в пользу государства с целью обеспечения безопасности окружающей среды. Данные средства покрывают расходы профильных организаций, занимающихся переработкой отходов, в том числе автотранспортных средств и побочных продуктов — отработанных горюче-смазочных материалов, аккумуляторов, шин, технических жидкостей и пр.
Понятно, что взимание УС являются абсолютно обоснованным, так как плачевное состояние окружающей среды ни у кого не вызывает сомнений. Но у каждого автовладельца возникают соответствующие вопросы: сколько нужно платить, куда платить, и кто вообще должен этим заниматься.
Кто платит утилизационный сбор?
Введение данного закона в действие в 2012 году привело к небольшому подорожанию транспортных средств, особенно тех, которые ввозятся из-за границы. Перечислим тех, кто его обязан платить:
- производители автотранспорта — как отечественные, так и иностранные;
- лица, которые ввозят новые или б/у транспортные средства из-за рубежа;
- лица, приобретающие б/у машину, за которую ранее не был выплачен сбор.
То есть, если вы, к примеру, приходите в салон официального дилера (российского или заграничного) и покупаете новенькое авто, ничего платить не надо, так как это все уже уплачено, а сумма утильсбора включена в стоимость машины. Если же вы пригоняете в РФ машину из Германии или США, воспользовавшись услугами автомобильных аукционов, сбор взимается в обязательном порядке.
Можно ли не платить сбор?
В законе предусмотрены условия, когда никаких платежей в пользу государства осуществлять не нужно. Рассмотрим более подробно данный момент. Прежде всего, от выплат освобождаются первые собственники автомобилей, возраст которых превышает 30 лет. Но есть небольшое дополнение — мотор и кузов данного средства должны быть «родными», то есть оригинальными. Если же вы приобретаете подобное авто старше 30 лет у первого владельца, то платить сбор все же придется.
Во-вторых, освобождаются от утильсбора наши соотечественники-переселенцы, которые приезжают на ПМЖ на территорию РФ из-за военных конфликтов или гонений. При этом авто должно являться их личным имуществом, и факт его покупки они смогут доказать.
В-третьих, ничего не нужно платить за транспорт, принадлежащий дипломатическим ведомствам, посольствам других стран, международным организациям, ведущим свою деятельность на территории Российской Федерации.
Стоит отметить, что в случае продажи третьим лицам (резидентам РФ) транспортных средств из выше представленных категорий сбор начисляется и его нужно оплатить в обязательном порядке.
Размер утилизационного сбора
Расчет производится по простой формуле:
- Базовая ставка умноженная на коэффициент расчета.
Размеры базовой ставки составляют для легковых авто с бензиновыми или дизельными двигателями:
- 28400 или 106000 — до 1000 см. куб (до 3-х лет с момента выпуска или старше 3-х лет);
- 44200 или 165200 — от 1000 до 2000 куб см;
- 84400 или 322400 — 2000-3000 куб см;
- 114600 или 570000 — 3000-3500 куб см;
- 181600 или 700200 — более 3500 куб см.
Эти же цифры относятся к автомобилям с электродвигателями и гибридными установками.
Не стоит впадать в отчаяние при виде таких запредельных сумм, так как это лишь базовая ставка, коэффициент же для физлиц составляет всего 0,17 (до трех лет) или 0,36 (старше трех лет). Соответственно, средняя сумма для обычного гражданина, ввозящего машину из-за рубежа, будет составлять в пределах 3400-5200 рублей вне зависимости от объема или типа силовой установки.
А вот юридическим лицам нужно быть готовыми платить по полной программе, причем, чем более массивную технику они покупают, тем выше суммы. Таким вот простым способом власти стараются мотивировать представителей малого, среднего и большого бизнеса покупать спецтехнику и автотранспорт у отечественного производителя, а не заказывать ее в других странах.
Автомобильный портал vodi.su обращает ваше внимание на то, что утилизационный сбор уплачивается наряду со многими другими сборами при ввозе автомобилей из-за рубежа, о чем ставится соответствующая отметка в ПТС. Отсутствие данной отметки должно насторожить потенциального покупателя б/у транспорта, но только если машина была пригнана на территорию нашей страны после первого сентября 2012 года. До этой даты в Российской Федерации утилизационный сбор не взимался.
Что будет, если не уплатить УС?
Если в ПТС вашего транспортного средства нет отметки по УС, вы попросту не сможете поставить его на учет в МРЭО. Ну, а езда на незарегистрированном должным образом транспортном средстве тянет за собой применение статьи 12.1 КоАП РФ:
- 500-800 рублей штрафа при первой остановке сотрудниками ГИБДД;
- 5000 руб. штрафа или лишение прав на 1-3 месяца при повторном нарушении.
К счастью, водитель не обязан возить с собой ПТС, так что если и есть какие-либо нарушения, то инспектор попросту не сможет о них узнать, так как наличие СТС, ОСАГО и ВУ является свидетельством того, что машина зарегистрирована по всем требованиям российского законодательства.
Стоит также отметить, что иногда УС выплачивают дважды, например при покупке пригнанных из-за рубежа авто. Если данный факт выясняется, оформляется заявление в таможенные или налоговые органы о возврате излишне уплаченного УС.
К заявлению нужно приложить:
- копию паспорта собственника ТС;
- ордер или квитанцию про уплату УС два раза, то есть две квитанции.
Сделать это нужно в течение трех лет, иначе никто вам не вернет ваши деньги. Указанная в заявлении сумма обычно переводится на банковскую карту, номер которой нужно написать в соответствующей графе заявления.