Номерок блатной: на красный и по встречке. Часть 1
Автомобильный номер — это не просто металлическая табличка. Кто-то узнает по ней историю автомобильной культуры разных стран, некоторые самовыражаются. Ну а большинство наших сограждан мечтает избежать наказания за нарушения ПДД.
- 1 Автомобильный номер — это не просто металлическая табличка. Кто-то узнает по ней историю автомобильной культуры разных стран, некоторые самовыражаются. Ну а большинство наших сограждан мечтает избежать наказания за нарушения ПДД.
- 2 КГБ, ГОН и милиция
- 3 Звездные владельцы
- 4 Поднять флаг
- 5 Все равны?
- 6 В каждой избушке свои игрушки
- 7 Номер за миллион
- 8 «Блатные» московские
КГБ, ГОН и милиция
Первые серии специальных номеров в СССР появились еще в довоенные времена. Например, в 1939–1941 годах для беспрепятственного проезда в закрытые для гражданских лиц территории автомобили Красной Армии получили номера с буквой А и пятью цифрами, а номера правительственных автомобилей начинались с букв МА.
Полномасштабное появления автомобильного неравенства на дорогах СССР было закреплено в 1946 году. Тогда провели настоящую номерную реформу и официально разделили номера для частников и служебного транспорта. Так появились серии для высокопоставленных чиновников МА, МЩ и ЭО, для которых практически официально делали послабления в части соблюдения правил дорожного движения.
В конце 60-х появились по-настоящему неприкасаемые сочетания МОС и МОЛ, некоторые из которых стояли на автомобилях из Гаража особого назначения (ГОНа), обслуживающего первых лиц государства. Примерно в то же время московская милиция использовала серии МКМ, а КГБ приглянулись сочетания ММА, ММБ, ММВ, ММГ, ММС — сотрудники ГАИ не имели права останавливать и проверять такие машины.
Звездные владельцы
Конечно, заполучить особенный номер желали и частники. Из числа имеющих заслуги перед страной, у космонавтов, спортсменов и артистов особым шиком считалось повесить на свой автомобиль табличку с тремя или двумя нулями. Например, у Юрия Никулина была «Волга» с номером 0013ММО, а у хоккеиста Валерия Харламова — 0017ММБ.
Рядовым гражданам СССР оставалось надеяться получить «счастливый» номер, пользуясь личными связями и знакомствами в ГАИ. Многие гонялись за таким, в котором цифры были симметричны или сумма первых двух чисел равнялась сумме оставшихся, например 15–51 или 15–24.
Номера именно такой «счастливой» серии 91–55 МКУ стояли на нашей синей «двушке», универсале ВАЗ-2102, на котором много лет меня отвозили на дачу, в летние каникулы, и о которой у меня сохранились самые теплые детские воспоминания.
Поднять флаг
В начале 90-х была проведена очередная реформа автономеров и появилась новая серия неприкасаемых — «флаговые». На этих номерах код региона был заменен на Российский триколор. Как и у любой реформы, цели ее были благие: обеспечить преимущество передвижения первым лицам государства. Но как это часто у нас случается, через некоторое время флаги оказались на автомобилях новых русских олигархов и приближенных к власть имущим. Например, флаговый номер спецсерии КРР был установлен на личном автомобиле одного известного кинорежиссера.
Особым шиком в то время считалось дополнить комплект «флагового» номера талоном-«непроверяйкой», который запрещал остановку и досмотр машины и пассажиров.
Все равны?
Хотя сегодня чиновники ГИБДД не перестают убеждать нас с вами в отсутствии каких-либо спецсерии, это не так. В России всегда были номера, изначально предназначавшиеся для силовых структур и машин государственных органов. Другое дело, что некоторые серии в разное время утратили свою «вездеходную» силу и были пущены в «народ» — выдавались в МРЭО на общих основаниях. Поэтому их обладателями смогли стать обычные (или не совсем!) сограждане. Опытного сотрудника ГИБДД на них не возьмешь. Хотя при грамотном подборе номера к определенной модели машины, а это, как правило, представительские седаны «федерального» синего или чёрного цвета, а также серебристые или синие Форды Фокус, вполне возможно добиться благоприятного эффекта на дороге — многие несведущие соседи по потоку могут принять вас за чиновника, а значит и потенциальных проблем будет поменьше.
В каждой избушке свои игрушки
Кроме номеров, что называется, федерального значения, (А…АА, О…ОО, С…СС и М…ММ), в каждом регионе есть и свои «тузы». Если в Москве в прямом и переносном смысле высоко ценится серия А…МР, то в Краснодарском крае — С…КС, в Красноярском — К…РК, в Ростовской области — А…РО (Администрация Ростовской области). Понятно, что к автомобилю с номером А001РО61 будет особое отношение, но работает он обычно только в границах своего региона. В Чеченской республике «решает» серия К…РА — инициалы главы региона. И хотя глава региона неоднократно заявлял, что у владельцев таких номеров нет никаких преференций, остальные жители республики придерживаются иного мнения. Особенно повезло автолюбителям, чей код региона имеет две одинаковые цифры, например, во Владимире это номера серии *333** 33, в Омске *555**55, а в Екатеринбурге — *666** 66. Кстати, по поводу номера 666 отдельное разъяснение давали представители церкви. С их точки зрения ездить на машине с «дьявольским» числом 666 в номере допустимо, но только в том случае, если он попал к вам случайно, что на практике встречается довольно редко!
Номер за миллион
Красивые номера не продаются. Но купить их, конечно, можно! В конце 90-х я работал в одном из автосалонов и помогал своим клиентам в получении таких номеров на только появившиеся представительские Mercedes-Benz S-klasse W220. Тогда им очень «шли» спецсерии ССС99, КОО99 и ООО99. Для этого, после телефонного звонка нужному человеку, по разнарядке сверху и под роспись в большой амбарной книге учета спецпродукции номера удавалось добыть счастливым обладателям.
За несколько десятков тысяч рублей получите так называемый «зеркальный» номер: 282 или 484 с произвольным набором букв и трехзначным кодом региона. Особые серии дороже. «Три Анны», «три Ольги» или «три Семёна» почти с любым московским кодом региона обойдутся не менее чем в 150 000 рублей… конечно, если у вас нет нужных знакомств. При определенном сочетании цифр цена за такие варианты доходит и до 5 миллионов! Особо ценятся в Московском регионе бывшие «старые» спецсерии с 77 и 99 кодами регионов.
Готовы раскошелиться? Тогда давайте приценимся, благо вся информация есть на специализированных сайтах в открытом доступе.
Серия номера
Ориентировочная цена, руб.
А…ММ77, А…МО99, С…СС77
от 200 000
А…МО77
от 250 000
М…ММ77, О…ОО77
от 300 000
А…АА77
от 350 000
А…МР77
от 1 000 000
«Блатные» московские
Помимо вышеперечисленных номеров, ранее являющихся спецсериями, по-прежнему популярны следующие автономера с московскими кодами региона:
Серия номера
Ориентировочная цена, руб.
ВВВ, ККК, ННН, ТТТ, ХХХ
от 100 000
ХАМ
от 50 000
ВОР
от 100 000
А также с цифровыми сочетаниями:
Цифры номера
Ориентировочная цена, руб.
Из первой десятки: 001–009
в среднем 100 000
С двумя нулями: 100, 500, 900…
от 50 000
«Зеркальные» из первой сотни: 010, 050, 080…
от 50 000
Три одинаковые цифры 111, 555, 777, 888, 999…
в среднем 150 000
Признаюсь, я и сам неравнодушен к таким номерам. В разное время на свои автомобили я по знакомству получал «красивые» сочетания 010, 040, 050, 033, 929, 949, 969. На свой день рождения друзья помогли сделать номер, с как выяснилось очень уважаемым сочетанием цифр 003.
А, так сказать, вершиной моей авто номерной коллекции стало получение в середине 2000-х за нескромный эквивалент в 2000 у.е., номера весьма интересной на тот момент серии ККК77. Интерес к ней состоял в совпадении с инициалами тогдашнего руководителя Московского УГАИ, что придавал определенную иллюзию близости к этой организации. Тогда процедуры сохранения авто номеров еще не существовало и для его «перевеса» на мой следующий автомобиль пришлось получать резолюции в больших кабинетах.
Как стать обладателем непростых номеров и законно ли это? Есть ли от крутого номера польза или больше вреда? Читайте во второй части материала! Продолжение следует…
Автор: Илья Васильев. Фото: «За рулем», Михаил Метцель/ТАСС и из архива автора